Из книги "Семиотика и лингвистика" А.Соломоник  Москва Мол.гвардия 1995
Теория божественного происхождения языка
Первая известная науке теория происхождения языка - это изложенная в Библии история о том, как Бог наделил Адама речью.  До 17-18 в.в. она была единственной, объяснявшей природу человеческих языков. Даже и в наши дни она не потеряла своих многочисленных сторонников.
"И образовал Господь Бог из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтоб видеть, как он назовет их. И как назовет человек всякое живое существо, так и имя его" (Книга Бытия 2:19).*
...Текст на иврите подразумевает, что когда Адам называл живые существа и давал  им имена, он тем самым вкладывал в них душу**. При этом имелось в виду, что имя становилось неотъемлемой принадлежностью и составной частью называемого.
Древние греки о происхождении языка
Основы подлинной науки, предтечи современных подходов к происхождению языка, родились на иной почве и в других условиях; они возникли в Древней Элладе. Греки предложили совершенно иные параметры для изучения (этой) проблемы, нежели Библия.
Только в новое время, когда постренессансная европейская цивилизация начала создавать современные основы того, что мы называем наукой, возникли условия для синтеза двух направлений - библейского и древнегреческого,- пришедших в соприкосновение и начавших плодотворно сотрудничать, обогащая одно другое.
В дошедших до нас древнегреческих источниках основная проблема...была сформулирована как спор между "натуралистами" и "конвенционалистами" по поводу происхождения слов (чаще называвшихся "имена"). Связаны ли "имена", названия вещей, с самими вещами (как бы мы сказали сегодня:"имеется ли органическая связь между знаком и обозначаемым")? или же имена эти лишь простое соглашение (конвенция) между людьми о том, что данное имя должно обозначать? Конвенциональный подход имеет  своим выводом кардинальное положение, что имена (слова) суть произвольные знаки и никак органически с обозначаемым не связаны.
Диспут между натуралистами и конвенционалистами возник задолго до Сократа, но своей четкой формулировкой он обязан платоновскому диалогу, посвященному идеям Сократа по этому поводу... Платон посвящает ей (проблеме) диалог "Кратил"... Сократ решает спор в пользу натуралистов... Большинство комментаторов данного текста единодушно признают аргументацию Сократа неубедительной. Даже автор диалога признает в ряде случаев бессилие Сократа...
(На протяжении многих веков к проблеме снова и снова возвращались лингвисты и философы в попытках реанимировать натуралистическую теорию происхождения слов в языке).
...Аристотель твердо отстаивает точку зрения конвенционалистов... Взгляды Аристотеля гораздо ближе к позициям сегодняшней науки, нежели идеи Платона (который сочувствовал идеям Сократа).
...Очередное противостояние между двумя теориями относится к 17-18 векам. (Лютер, Бомэ, Декарт, Локк, Лейбниц, Кондильяк). (Попутно проводится сближение и отождествление понятий "натурализм" и "праязык в библейском варианте").
...Взгляды Локка послужили фундаментом для современной философии лингвистики; они окончательно отвергли идею божественного происхождения языка и освободили лингвистов от поисков праязыка в его библейском варианте.


Я тут позволю себе некоторый комментарий.

* А ведь для подобного диалога должен был быть предварительно разработан какой-то протокол, интерфейс, чтобы язык, на котором Адам именовал, был бы понятен Богу. (Возможная практическая польза от этого предприятия: если мы говорим о русском языке, то когда Адам произносит "ель", Бог понимает, что это дерево имеет коническую форму. Т.е. подобное именование имеет визуальную сторону, делает видимым предмет для незрячего. Я не утверждаю, что Бог был слепым, он просто мог не видеть в нашем мире).
**  А вот это уже расшифровка предыдущей сноски. Как известно, "вначале было слово", т.е. Адам сам сотворен словом. Когда Бог сам "называл живые существа и давал  им имена", (что одно и то-же), "он тем самым вкладывал в них душу". И это имя материализовалось, воплощалось, превращаясь, вчастности, в Адама. И это имя, являясь частичкой Божьей души (Бог вкладывал свою душу), его сознания, является душой Адама, его сознанием, если хотите. Оно умеет мыслить и говорить на этом же языке, т.е. на том языке, на котором его сотворили. И с точки зрения здравого смысла, этот язык должен быть постарше и Адама, и самого творения. По-моему, так. (В.П.)

вернуться

Hosted by uCoz